Сколько падежей в русском языке?
Ответ на этот вопрос колеблется от шести падежей школьных учебников до одиннадцати падежей монографии.
Традиционная школьная грамматика формирует свои шесть падежей при помощи простого и логичного механизма. Она задаёт именным лексемам стандартные вопросы, а падежи возникают как ответы на эти вопросы: кто? что? — именительный; кого? чего? — родительный и т. д.
Далее к традиционным шести падежам добавляются ещё два: количественно-отделительный, или партитив, нередко называемый также 2-м родительным, и местный, или локатив, нередко называемый также 2-м предложным. Существование этих двух падежей, как правило, не вызывает возражений даже у лиц, далёких от лингвистических штудий: достаточно привести примеры типа напиться чаю для партитива и в лесу для локатива.
В своей монографии А.А. Зализняк анализирует словоформы солдата, часовых и т. п. в сочетаниях типа три солдата, три часовых. Он обнаруживает, что все эти словоформы принадлежат особому падежу, и заявляет: «Принятая выше процедура выделения падежей обязывает нас признать, таким образом, существование 9-го падежа». Этот падеж он называет, вслед заВ. В. Виноградовым, счётной формой, отмечая, однако, что сам Виноградов в одном месте называет счётную форму счётным падежом.
ДалееА.А. Зализняк вводит в рассмотрение ещё два падежа: «ждательный» и «включительный». Однако, как указывааетА.А. Зализняк, существование этих падежей зависит от решений, которые должны быть приняты относительно
1) допустимости или недопустимости некоторых оборотов речи;
2) совпадения или несовпадения некоторых лексем;
3) тождества или различия некоторых смысловых отношений.
Ждательный падеж представлен однопадежным рядом именных словоформ, встречающихся в оборотах жду мать, жду результата, жду поезд, жду поезда, жду письмо, жду письма и им подобных.
Во включительном падеже предположительно пребывают словоформы солдаты и зятья в контекстах идти в солдаты и взять в зятья.
в качестве возможного может быть назван также «лишительный падеж».
Множество сегментов «лишительного падежа» является объединением двух множеств, одно из которых отвечает винительному падежу, а другое родительному: в приведённом в качестве примера контексте «я не узнал. » вместо многоточия можно по произволу поставить слово как в винительном, так и в родительном падеже.
Источник
Падежная система русского языка
Дополнительная информация
Падеж в языках флективного или агглютинирующего строя – категория слова, показывающая его синтаксическую роль в предложении и связывающая отдельные слова предложения. Падежами называют как функции слов в предложении, так и соотносимые с ними формы слов. Термин падеж, как и названия большинства падежей, является калькой с греческого и латыни – др. -греч. πτῶσις, лат. casus от cadere. Выделяют прямой падеж и косвенные падежи. Эта терминология связана с античным представлением о «склонении» как «отклонениях», «отпадениях» от правильной, «прямой» формы слова, и поддерживалась ассоциациями с игрой в кости. В языках, в которых падежи отсутствуют, имеются альтернативные способы указания роли слова в предложении: порядок слов, использование предлогов и послелогов. В ряде языков, в том числе и в русском, сочетаются падежи и другие способы.
Аблатив ), исходный падеж, отложительный падеж – падеж, указывающий на исходный пункт траектории движения одного из участников ситуации. Имеется во многих языках. В балтославянских языках индоевропейский аблатив слился с родительным падежом. Слова в исходном падеже отвечают на следующие вопросы: «откуда? », «от кого? », «от чего? », «отчего? ». Русским соответствием исходного падежа являются предлоги от, из, с в сочетании с родительным падежом.
Русский алфавит – алфавит русского языка, в нынешнем виде с 33 буквами существующий фактически с 1918 года. А аБ бВ вГ гД дЕ еЁ ёЖ жЗ зИ иЙ йК кЛ лМ мН нО оП пР рС сТ тУ уФ фХ хЦ цЧ чШ шЩ щЪ ъЫ ыЬ ьЭ эЮ юЯ я
Михаил Задорнов – Третье ухо. О русском языке.